Журнал "Эмигрант"

Наши публикации

Елена Иванова
Владимир Савич
Алексей Попов
Михаил Садовский
Антон Фридлянд
Людмила Русакова- Shropshire
Михаил Федотов
Виталий Печерский
Сергей Кенунен
Валерий Суси
Виктор Брагинский
Джеймс Черный

Российская диаспора. Вклад в мировую культуру, науку и технику

Писатели российского зарубежья

ИосифБродский

БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (1940 - 1996), поэт. Родился 24 мая в Ленинграде.

До 15 лет учился в школе, затем работал, сменив много профессий. Писать стихи, по его собственному свидетельству, начал в 16 лет. К 1963 уже был хорошо известен и ценим как поэт среди молодежи и в неофициальных литературных кругах. Его перу принадлежали такие популярные стихи, как "Рождественский романс", "Стансы", "Сонет", "Холмы".

Официальная литература его отвергала, не давая возможности опубликоваться. Он жил только случайными заказами на стихотворные переводы.

В 1963 был арестован и приговорен к пяти годам ссылки с обязательным привлечением к труду по Указу "Об ответственности за тунеядство". В ссылке продолжает писать: "Шум ливня...", "Песня", "Зимняя почта", "Одной поэтессе" написаны в эти годы. В 1965 был досрочно освобожден благодаря заступничеству Ахматовой, Маршака, Шостаковича и других деятелей искусства, под давлением широкой кампании возмущения как в Советской стране, гак и за рубежом. Но по-прежнему ни один журнал и ни одно издательство не осмелились опубликовать стихи Бродского. Он смог написать только 4 стихотворения в сборнике "День поэзии", несколько детских стихов и переводов.

В 1972 поэт был вынужден покинуть родину. Бродский уезжает в США, где получает признание и нормальные условия для литературной работы. Он преподает русскую литературу в университетах и колледжах. Продолжает писать стихи на русском и прозу на английском. На Западе, в основном в США, вышло восемь стихотворных книг на русском языке: "Стихотворения и поэмы" (1965); "Остановка в пустыне" (1970); "В Англии" (1977); "Конец прекрасной эпохи" (1977); "Часть речи" (1977); "Римские элегии" (1982); "Новые стансы к Августе" (1983); "Урания" (1987); драма "Мрамор" (на русском языке, 1984); книга эссе "Меньше, чем единица" (на английском, 1986).

В 1987 получил Нобелевскую премию как русский литератор. Последние годы жил в Нью-Йорке, женился, родилась дочь.

Болезнь сердца привела к смерти, наступившей в 1996. Похоронен, по его последней воле, в Венеции.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

Иван Бунин

.БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953)

Рус. писатель, поч. акад. Петерб. АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классич. традиции (сб. "Листопад", 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгич. настроением) оскудение дворянских усадеб("Антон овские яблоки", 1900), жестокий лик деревни ("Деревня", 1910, "Суходол", 1911), гибельное забвение нравств. основ жизни ("Господин из Сан-Франциско", 1915). Резкое неприятие Окт. рев-ции в дневниковой кн. "Окаянные дни" (1918, опубл. 1925). В автобиогр. ром. "Жизнь Арсеньева" (1930) - воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви ("Митина любовь", 1925; кн. "Темные аллеи", 1943). Мемуары. Перевел "Песнь о Гайавате" Г.Лонгфелло (1896). Ноб. пр. (1933).

Александр Галич

Галич (Гинзбург) Александр Аркадьевич (1919 - 1978)

Родился в 1919 году. Литературным творчеством начал заниматься очень рано, его поэтический талант был отмечен Э. Багрицким. Окончив студию Станиславского Галич работал во фронтовом театре. С 1945 года он становится профессиональным драматургом: в СССР поставлено десять пьес Галича, среди них - "Вас вызывает Таймыр", "Будни и праздники", "Походный марш". По его сценариям были сняты такие фильмы как "Верные друзья", "На семи ветрах", "Государственный преступник" и многие другие. С начала 60-х годов Галич становится широко известен как поэт-песенник, самиздатские магнитофонные записи его песен расходятся по всей стране. В 1971 году его исключают из Союза писателей.
В 1974 году Галич эмигрировал, жил в Париже. На Западе опубликовал два сборника стихов и книгу воспоминаний. Несчастный случай оборвал его жизнь в 1978 году.
 

Сергей Довлатов

.ДОВЛАТОВ Сергей Донатович

  Родился в 1941 году в Уфе, куда эвакуировали его семью. С 1945 года жил в Ленинграде. В 1959-1962гг. учился на отделении финскго языка филологического факультета ЛГУ. Служил в армии в конвойных войсках, охранял лагеря для уголовных преступников в Коми АССР. В конце 1960гг. вернулся в Ленинград и учился на факультете журналистики ЛГУ. Зарабатывал на жизнь в основном журналистикой. В 1974-1976гг. жил в Таллине, работал корреспондентом таллинской газеты <Советская Эстония>, экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом. 1976г. вернулся в Ленинград. 
    Писал прозу, но из многочисленных попыток напечататься в советских журналах ничего не вышло. Набор его первой книги был уничтожен по распоряжению КГБ. 
    В 1976 году некоторые его рассказы были опубликованы на Западе в журналах <Континент>, <Время и мы>, за что был исключен из Союза журналистов СССР. 
    В 1978 году эмигрировал из Советского Союза в Австрию, затем в США. Жил в Нью-Йорке, где издавал <лихую> либеральную эмигрантскую газету <Новый американец>. К середине 80-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижном журнале . 
    Умер в 1990 году в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. 
    За двенадцать лет жизни в эмиграции издал двенадцать книг, которые выходили в США и Европе. В России писателя знали по самиздату и авторской передаче на радио <Свобода>. Сейчас в Москве опубликованы многочисленные сборники его рассказов, вышло Собрание сочинений.  

Большинство нформации из  www.litera.ru

Владимир Набоков

.НАБОКОВ (NABOKOV), Владимир Владимирович (1899-1977).

Видный рус. и амер. прозаик, поэт, переводчик и ученый-литературовед и энтомолог, более известный произв. др. жанров; один из классиков рус. эмигрантской и амер. лит-р 20 в. Род. в СПБ (сын и внук видных политич. деятелей, соответственно, министра юстиции и одного из лидеров партии кадетов), окончил Тенишевское уч-ще, эмигрировал из России в 1919 г., в Великобритании окончил Кембриджский ун-т (изучал славянские и романские яз. и лит-ры, а также энтомологию); жил в Германии, Франции, зарабатывая на жизнь уроками англ. и франц., тенниса, составлением шахматных задач и кроссвордов. В 1940 г. эмигрировал в США, где вел науч. работу (по энтомологии), преподавал в Корнеллском ун-те в Итаке (шт. Нью-Йорк); с 1959 г. проживал в Швейцарии, где и умер. Печататься начал с 1910-х гг., быстро выдвинувшись в первые ряды рус. эмигрантской лит-ры (писал под псевд. В.Сирин); в США начал писать на англ. яз., переведя мн. собственные произв. с одного языка на др.
Тв-во Н., величайший в истории лит-ры 20 в. пример успешного "двуязычия", представляет собой сложный феномен, соединяющий традиции рус. реалистической лит-ры и зап. модернизма. Задолго до того, как Н. приобрел всемирную (в осн., скандальную) известность романом "Лолита" [Lolita] (англ. 1955 - Франция; рус. 196. - США), он стал известен узкому кругу рус. читателей за рубежом. Во мн. близкие европ. традиии, идущей от Марселя Пруста и Ф.Кафки, романы Н. часто содержат фантаст. элементы. В "Короле, даме, валете" (рус. 1928 - Германия) описаны автоматы , в "Соглядатае" (рус. 1938 - Франция; 1938 - Франция) - жизнь после смерти ; роман-фарс "Приглашение на казнь" (рус. 1937 - Франция; 1938 - Франция) представляет собой образец абсурдистской НФ в духе Ф.Кафки и антиутопии; элементы последней можно найти в р-зе "Истребление тиранов" (рус. 19..) и романе "Зловещий изгиб" [Bend Sinister] (англ. 1947). Действие романа "Ада, или пыл: семейная хроника" [Ada, or Ardor: A Family Chronicle] (англ. 1969; рус. 1996) происходит в вымышленной стране Эстотии, в которой преобладает "амер.-рус." культура; по мнению большинства амер. критиков, можно говорить - с долей условности, необходимой, когда дело касается тв-ва Н. - о некоей "альтернативной" Америке, может быть, даже завоеванной Сов. Союзом . Наиб. близка к жанру НФ пьеса Н. "Изобретение вальса" (рус. 1938 - Франция; испр. англ. 1966 - [The Waltz Invention]), герой к-рой изобретает миниатюрную "атомную бомбу" и шантажирует власть имущих, требуя передать всю власть ему ; для историка НФ также представляют интерес р-зы - "Посещение музея" (рус. 1939), "Крылатые сестры" (англ. 1959), "Ланцет" (англ. 1952).
Н. известен и как специалист по рус. классической лит-ре; среди его работ - эссе "Николай Гоголь" [Nikolai Gogol] (англ. 1944).
Вл.Г.

Лит.: (выборочно)
S.Schuman "Wladimir Nabokov: A Reference Guide" (1979).

Василий Аксенов

.АКСЕНОВ, Василий Павлович

Рус. сов. прозаик, более известный произв. др. жанров, один из лидеров молодой "гор. прозы" в сов. лит-ре 1960-х гг. Род в Казани (сын автора известных лагерных мемуаров "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург), окончил Первый Ленингр. (ныне - СПБ) мед. ин-тим. И.П.Павлова, работал врачом. Печататься начал с 1957г. В 1978 г. принял живейшее участие в создании лит. альманаха "Метрополь", вокруг к-рого разгорелся политич. скандал; в 1980 выехал по приглашению в США, а вскоре был лишен сов. гражданства ипоселился в Джорджтауне (окр. Колумбия), где и проживает в наст. время. Проф. Вашингтонского ун-та.

Широкую известность А. принесла реалистическая повесть "Коллеги" (1960), к-рую в некоторой степени можно считать автобиогр. Ранние произв. писателя, глубоко реалистичные по сути, все-таки отмечены повышенным содержанием метафор, гипербол и т.п., что снеизбежностью привело к выходу "за границы реализма"; к произв. этого периода относятся: "повесть с отступлениями и соло для кларнета" - "Стальная Птица" (рук. 1965 г.; 1991), "повесть с преувеличениями и сновидениями" - "Затоваренная бочкотара" (1968),р-з "Рандеву" (1968), юмористическая "повесть с преувеличениями и воспоминаниями" - "Золотая наша Железка" (рук. 1973 г.; 1991), также пошедшая в "самиздат"; поставленная в 1965 г. на сцене Моск. театра-студии "Современник" фантаст.-сатирическая пьеса"Всегда в продаже" Эти и последующие произв., рожденные "оттепелью" 1960-х гг., пронизывают настроения свободомыслия, обычно публикация их (или широкое хождение в "самиздате") вызывала шок и горячую полемику. Последние две книги, к-рые А. удалось вопубликовать в СССР до отъезда в вынужденую эмиграцию, были пародийно-фантаст. роман "Джин Грин - неприкасаемый"(1968>), написанный в соавт. с Овидием Горчаковым и Григорием Поженяном (под общим псевд. Гривадий Горпожакс), а также дилогия детской НФ онесуществующем государстве Большие Эмпиреи: "Мой дедушка - памятник" (1972), "Сундучок, в котором что-то стучит" (1976).
Все последующие произв. А. выходили в США (на рус. и англ. яз.); ряд их был написан еще в СССР. Среди них - единственный серьезный экскурс А. в НФ - роман "Остров Крым" (рус. 1981 - США; 1990 - СССР), в основе к-рого лежит гипотетическое допущение, чтоКрым является островом, во время гражданской войны не был занят красными и развивался по капиталистическому пути исправление этого "досадного (с точ-ки зрения сов. руководителей) упущения" в 1980-е гг. и составляет сюжет.

Шолом Алейхем

Шолом Алейхем - это всемирно известный псевдоним Шолома Рабиновича, сына Нохума, великого писателя еврейского народа. В переводе с еврейского псевдоним означает "мир вам" и применяется, как приветствие друг другу.

Никто, наверно, не сумеет так описать жизнь Шолом-Алейхема, как он сам. Читайте роман-жизнеописание "С ярмарки", и вы познакомитесь с мальчиком- озорником, выдумщиком, человеком с добрым сердцем, талантливым писателем, интеллигентным, образованным человеком. К сожалению, этот роман не закончен. Поэтому вашему вниманию предлагается отрывок из предисловия Р.Рубиной.

Читайте также короткий, но яркий и поучительный рассказ "Ножик". Шолом-Алейхем является основоположником нового жанра в литературе - еврейского романа. Читайте его замечательный еврейский роман "Стемненю". А также цикл рассказов "Касриловка". Но самое главное произведение Шолом-Алейхема - "Тевье-молочник".

Юз Алешковский

  До своего отъезда в эмиграцию в 1979 году Юз Алешковский был культовой фигурой в литературной жизни СССР, знаменитой не только своими произведениями и песней "Товарищ Сталин, вы большой ученый", но также устным фольклором, который повторяла вся Москва.

Романы и повести Юза Алешковского ("Николай Николаевич", "Кенгуру", "Маскировка", "Рука" и другие) долгое время, вплоть до середины 90-х, издавались небольшими тиражами только за рубежом. И это драматично и смешно, как и сама его проза, полная фантазии и живого юмора, - ведь она (так же, как произведения Зощенко и Венедикта Ерофеева) предназначена почти исключительно "для внутреннего употребления".  Недаром его сочинения практически не поддаются переводу на иностранные языки, и в тех местах, где русский человек будет гомерически хохотать или чуть не плакать, американец или европеец лишь в очередной раз отметит свою неспособность понять "этот загадочный народ".
Герои Алешковского - работяги, мудрецы и стихийные философы - постоянно находятся в состоянии локальной войны с абсурдом "совковой" жизни и всегда выходят из нее победителями. Их причудливые истории, сдобренные раблезианской иронией автора - части единого монолога-исповеди, их язык - язык улицы и зоны, коммунальной кухни и советского учреждения, пивной и стройплощадки, язык и голос, по словам Бродского, "русского сознания, криминализированного национальным опытом, издевающегося над самим собой и, значит, не до конца уничтоженного".

Михаил Веллер

ВЕЛЛЕР, Михаил Иосифович (р.1948).

Рус. сов. прозаик, известный также произв. др. жанров. Род. в Сибири, работал лесорубом, пас скот в горах Алтая, охотился в тундре, строил железную дорогу в пустыне Ср. Азии, писал репортажи в газеты; окончил филол. ф-т Ленингр. (ныне - СПБ) ун-та. Первые НФ публикации - р-зы "Все уладится" и "Не в ту дверь" (оба - 1980). С 1978 г. живет и работает в Таллине (Эстония).
Тв-во В., одного из самых ярких "выпускников" семинара в Малеевке, лишь условно может быть причислено к НФ; по сути это ироничная "странная проза" (преимущественно - р-з), полная фантаст. допущений и гротеска . Герой р-за "Все уладится" сумел физически "проникать" в картины, однако по ошибке - вместо пасторали - попал в картину батальную ; в "Долгах" (1981) герой, раздавший все свои долги (материальные и моральные), исчез из жизни вместе со своим отражением в зеркале; ученые из р-за "Испытатели счастья" (1988) изобретают установку, к-рая измеряет уровень счастья человека ; "герой" притчи "Кошелек" (1982), вызывающей ассоциации с "Носом" Н.Гоголя, - кошелек, вознаграждавший героя за добрые дела, но со временем превратившийся в истинного "хозяина" (а его обладатель - в раба); "Карьера в никуда" (1988) - история революционера, перерождающегося в чиновника-карьериста и в нек-рый момент начавшего стремительно уменьшаться до размеров муравья . В ряде р-зов В. близок к темам традиционной НФ: соавторы из "Транспортировки" (1983) попадают в жесткую, описанную в их сценарии антиутопию, где их "утилизуют" за ненадобностью ; строитель противоатомного бункера из пьесы "Нежелательный вариант" (1989), не допущенный к "избранным", понимает, что строили по обыкновению плохо и никто в том бункере долго не протянет . Также выделяются: "Кентавр" (1988); "Шаман" (1988), "Хочу в Париж" (1989). Большинство р-зов В. составило сб. - "Хочу быть дворником" (1983), "Разбиватель сердец" (1988); на эст. яз. вышел сб. "Конь на один перегон" (эст. 1984).
В. также составил ант. (вместе с Б.Кабуром ) совр. эст. НФ (на рус. яз.) - "Волшебнику - абсолютная гарантия" (1990).

Владимир Войнович

ВОЙНОВИЧ, Владимир Николаевич (р.1932).

Рус. сов. прозаик, поэт и драматург, более известный произв. др. жанров (сатирической прозы).
Род. в Душанбе, с 11 лет работал - в колхозе, на заводе, служил в армии; рано начал лит. деятельность. Чл. СП. В конце 1970-х гг. вступил в открытую конфронтацию с властями, активно публиковался в эмигрантских изд-вах, был исключен из СП и в 1980 г. эмигрировал в Германию; вернулся на родину только после нач. перестройки. Живет в Москве.
Среди мн. "антисов." сатирических произв. Ч., ряд к-рых близок к абсурдистской НФ, одно безусловно вписывается в рамки антиутопии - не во всем удавшаяся писателю повесть "Москва 2042" (рус. 1986 - "Москвореп", Франция; 1990 - СССР), герой к-рой, alter ego автора, с помощью нов. достижений науки совершает путешествие в будущий СССР, где доведены до абсурда все известные В. совр. негативные тенденции .

Игорь Губерман

Поэзия Игоря Губермана - явление во многом уникальное. В его емких четверостишиях, которые он сам называет "гарики", удивительным образом сочетаются лаконизм японской танки, трагически веселое зазеркалье обэриутов и афористичная сочность русской частушки.

Игорь Губерман, родившийся в Москве в 1936 году, закончил технический вуз, сменил много профессий - от журналиста до "химика"-электрика. Он автор нескольких научно-популярных книг, получивших в свое время известность. Но, пожалуй, главным в его литературном творчестве были и остаются эти самые гарики, которые он с необычайной легкостью придумывал всегда и везде. Много лет он разбрасывал их вокруг себя, дарил близким и полузнакомым людям.

Игра эта, однако, оказалась далеко не безопасной. Не будучи нигде напечатанными, его стихи ходили в списках или в изустном переложении по всей нашей огромной стране в течение всех "застойных" лет как своеобразное проявление современного фольклора.

Острая и беспощадная политическая сатира его легко запоминающихся строк не могла не обратить на себя самое пристальное внимание "литературоведов в штатском".В 70-е бы И. Губермана не обошли диссидентские настроения. Он был осужден на пять лет лагерей.

Именно здесь проявилась мужественность и стойкость его характера, столь отличного от улыбчивого, веселого облика. В нечеловечески трудных условиях принудработ и карцеров ок ухитрился написать десятки новых гариков, хотя прекрасно сознавал, что будет, если их обнаружат при "шмоне", и собрать материал для автобиографической книги прозы "Прогулки вокруг барака".

Отбыв срок наказания, в 1984 году Игорь Губерман вернулся в Москву. Но время от времени ему неизменно напоминали, что он "под колпаком". И вот в который раз сработала тупая и неумолимая машина, выбрасывающая российских литераторов за рубеж.

Теперь Игорь Губерман живет в Израиле. За рубежом вышли три книги его стихов и уже упомянутая книга "Прогулки вокруг барака".

И все-таки лучшие его стихи остаются на родине. Чаще всего как безымянный фольклор, без имени их автора. Грустные и смешные, добрые и непримиримые, полные горьких раздумий и жизнелюбия, они могут жить подлинной жизнью только внутри российской действительности, их породившей.

Александр Городницкий

Юрий Дружников

Юрий Ильич Дружников
- прозаик и историк русской литературы.
Родился в Москве (1933). В прошлом член Союза писателей, исключен за антисоветскую деятельность. Пятнадцать лет был на родине в черных списках, эмигрант; до коллапса Советского Союза его книги выходили только на Западе.

Автор документального частного расследования "Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова" (Москва, 1995), романа-хроники о тайных аспектах жизни московских газетчиков "Ангелы на кончике иглы" (Москва, 1991), романа-исследования о замалчиваемых аспектах биографии Пушкина "Узник России" (Москва, 1996).  

В Нью-Йорке издана книга воспоминаний и эссе "Я родился в очереди" (1995), по частям опубликованная во многих российских журналах и газетах.  Книга о трагедии отечественной литературы "Русские мифы" в России впервые (1999). Профессор Калифорнийского университета, живет в пригороде столицы.

Дина Рубина

Из автобиографии:  Родилась в 53-м, уже после смерти Усатого, в семье художника и учительницы истории. И та и другой родились на Украине. Отец - в Харькове, мать - в Полтаве.

Полагаю, что на отрезке - до и после революции - мои предки занимались ровно тем, чем занимались сотни тысяч украинских евреев: немножко торговали, немножко учились, немножко учили других. Прадед по матери был человеком религиозным, уважаемым и - судя по некоторым его высказываниям, которые до сих пор цитируются в семье - необычайно остроумным. Прадед по отцу - варшавским извозчиком, человеком необузданной ярости, от чего дед в четырнадцатилетнем возрасте бежал из дома и никогда не вспоминал о своей семье. От этого, не слишком далекого, предка - вспыльчивость и умение портить отношения с людьми

Первый рассказ был напечатан в журнале "Юность", когда мне исполнилось шестнадцать лет. Назывался он "Беспокойная натура", ироничный такой маленький рассказик, опубликован в разделе "Зеленый портфель".  В то время я постоянно шутила. Потом еще два рассказа были там же опубликованы, после чего я торжественно перешла в отдел прозы этого журнала и печаталась там до самого отъезда из Советского Союза. Конечно, лучшие мои вещи они не брали. Так, рассказы, по мелочи. Но читатели меня запомнили, любили, ждали журналов с моими вещичками. Так что, страну я покинула уже, в общем, известным писателем.

 Толстые журналы меня признали издалека, из-за границы, наверное, надо было уехать, чтобы пробить плотину "Нового мира", "Знамени", "Дружбы народов". Правда, и писателем в Израиле я стала совсем другим, но это уже другая тема.

На главную страницу RusInternet.com

Rambler's Top100

Адрес:    webmaster@rusinternet.com
Copyright ©  2000 - 2006 rusinternet.com  All rights reserved
Последнее изменение: 14 сентября 2007г.